sovkollekcioner (sovkollekcioner) wrote,
sovkollekcioner
sovkollekcioner

По следам Молодой Гвардии. Ч.1

Нет! Пыткой нас не бросишь в дрожь!
Бессмертны алые знамена,
Где есть такая молодежь,
Как комсомольцы Краснодона!

Василий Лебедев-Кумач

О том, как я приехал в город Краснодон, достаточно подробно написано в предыдущей статье.

http://sovkollekcioner.livejournal.com/6107.html


Однако, основной целью поездки, как и указывалось ранее, был музей «Молодой Гвардии».

Музей был открыт год спустя после освобождения Краснодона от немецко-фашистских захватчиков, 1 мая 1944 года, в домике, где до оккупации и во время нее жила семья Кошевых.

Уже после окончания Великой Отечественной войны фонд музея пополнился новыми интересными экспонатами.

В начале 60-х годов, с учетом огромного интереса советского народа, особенно молодежи, к деятельности Краснодонского подполья, принимается постановление о строительстве в Краснодоне специального здания.

4 октября 1966 года по проекту молодого киевского архитектора Владимира Смирнова в Краснодоне начинается строительство нового здания музея. 6 мая 1970 года он был открыт. Музей считается самым крупным на территории Советского Союза музеем комсомольской славы. Самый крупный по всем показателям: по эксплуатационной площади, по количеству экспонатов основного фонда, по посещаемости, по популярности. При максимальной пропускной способности 2-2,5 тысячи человек в день, бывали отдельные, особенно каникулярные, дни, когда за день музей посещало до 6 тысяч человек.

В этой статье мы вместе совершим виртуальную экскурсию по музею, полюбуемся одним из самых больших мозаичных панно в СССР, изучим экспонаты, связанные с молодогвардейцами. Об этом, и многом другом, узнаем вместе с Советским Коллекционером.

Сразу оговорюсь. Я не буду рассказывать подробную историю «Молодой Гвардии». Это известный, и крайне обширный материал. О молодых героях подполья всегда можно почитать в библиотеках, интернете, художественной литературе. Поэтому я ограничусь лишь краткими историческими вставками, сделав упор именно на фотоматериал экскурсии.

Начну издалека. Мои школьные годы пришлись на начало-середину 90-х. Самым ярким событием тогда для наших классов была поездка «на Журавли». Для тех, кто не в курсе, это памятник жертвам Великой Отечественной войны «Не вернувшимся», расположенный на трассе М4, примерно в 10 километрах от города Шахты. На этом патриотическое воспитание, как правило, заканчивалось. Ни о каких более дальних поездках, тем более с пересечением границы (а СССР только что не стало),  речи быть не могло.

Таким образом, в детстве мы в музей «Молодой Гвардии» не попали. Более того, я о таком и знать не знал. А узнал я о нем впервые уже в университете. Но, опять же, особого стимула ехать туда всё не находилось.

Что же изменилось, спросите вы? А всё просто. Во-первых, я раскопал, что на достаточно часто попадающихся мне фото с огромным мозаичным панно, запечатлен как раз данный музей. И вот мой основной, первоначальный мотив! А во-вторых, по факту данная территория к Украине более не относится. Что позволило избежать ряда трудностей. В итоге поездка, как всегда, получилась намного объемнее и интереснее.

Перейдем теперь непосредственно к музею.

Напомню, что машину я оставил на центральной площади города, недалеко от памятника Ленина. И потопал пешком. Без сумки. Только с фотоаппаратом.

Как оказалось, все в центре Краснодона находится рядом. Я сам не понял, как вышел к музею. Зайдя, я поинтересовался, сколько будет стоить экскурсия. Мне ответили, что экскурсии бесплатные. Но надо купить бахилы за 15 рублей. Так же меня спросили, буду ли я фотографировать. Естественно, я подумал, что уж за фото мне точно придется платить. И если честно, был готов. Извинившись, я потопал обратно к машине.



Подъехав и остановившись уже возле самого музея, взял денежки, и уверенно вошел обратно. Меня встретила хранитель фондов музея. Она сразу же спросила, откуда я. И узнав о том, что я из Ростовской области… В общем я опять же не ручаюсь, что все дальнейшее связано именно с этим, но факты есть факты. По итогам, я не заплатил ни копейки, вытер ноги о специальную тряпочку, и получил разрешение фотографировать что и где угодно. Со вспышкой. Более того, сама смотритель сделала несколько фото меня на фоне мозаики, по моей просьбе. Ну и плюс ответы на ЛЮБЫЕ вопросы по экспозиции. Единственное, что отличало мою экскурсию от полноценной для групп, это отсутствие звукового сопровождения в некоторых залах.

Но это все лирика. Перейдем к самому интересному.

В Краснодонский мемориальный комплекс, посвященный жизни и борьбе участников комсомольской подпольной организации «Молодая гвардия» во время Великой Отечественной войны, входят музей «Молодая гвардия», памятник «Клятва», братская могила героев у Вечного огня и стелы «Скорбящая мать», школа № 1 имени М. Горького, в которой учились молодогвардейцы, мемориал «Непокоренные» на месте казни подпольщиков, шурф шахты №5, клуб имени М. Горького, в котором размещалась штаб-квартира, мемориал «Бессмертие» в поселке Краснодоне на могиле молодогвардейцев. Неотъемлемой частью истории краснодонского подполья является Ровеньковский музей «Памяти погибших» – ныне филиал музея «Молодая гвардия».

Ровеньки и поселок Краснодон я посетить не успел. Но в скором времени я исправлю эту ошибку. Об остальном я либо уже рассказал, либо расскажу в ближайшее время.

И в центральном зале музея меня ждало ОНО – мозаичное панно «Знамя Победы» («Эстафета»)! То, ради чего я и ехал сюда.



Как оказалось, у данного панно очень непростая судьба. Но еще сложнее и трагичнее сложилась судьба его авторов: Аллы Горской, Виктора Зарецкого, Бориса Плаксия.

В 1968 году после «пражских событий» начался очередной виток «закручивания гаек» В первую очередь это коснулось представителей творческой интеллигенции. В связи с этим 139 представителей разных слоев населения УССР обратились к руководству страны (Брежневу, Косыгину, Подгорному) с письмом известным как «Киевское письмо» или «Письмо 139-ти». Документ был опубликован на Западе и получил широкий резонанс. С подписантами началась активная воспитательная работа. Многие под давлением отказывались от подписи.
Художники, так или иначе связанные с «письмом 139-ти», оказались без заказов и средств к существованию.


Знамя победы, эскиз А.Горской

Поскольку письмо подписали и Горская, и Плаксий с Зарецким, для бригады наступили тяжелые времена. Борис Плаксий: «Мы оказались без заказов. Делали какие-то диафильмы. И тут на горизонте появился Володя Смирнов. Он знал нашу ситуацию, знал, в каком мы положении. И он начал на этом спекулировать, и спекулировал довольно-таки удачно. Алла это чувствовала. Но нужно было за что-то зацепиться, в определенном смысле реабилитировать себя. Иначе нас ожидала гражданская смерть — нас бы полностью лишили работы. Во всяком случае, заказов, которые отвечали нашему уровню». Не удивительно, что архитектор Смирнов пытался компенсировать свой риск от сотрудничества с проблемной бригадой. Ведь объект, над которым им предстояло работать, — Музей «Молодая гвардия» в Краснодоне — имел огромное идеологическое значение. В конце концов, Зарецкий сам предложил: если бригада получает заказ, Смирнов получает двойное авторство (как архитектор и как соавтор оформления).

Планировалось большое мозаичное панно «Знамя победы» («Эстафета») и роспись по фризу. Б.Плаксий: «Вместе разрабатывали замысел — художественную структуру. Формальную часть взяли у Аллы — потому что она уже полностью ее разработала. А потом, когда стали работать над конкретными образами в большом размере, то Виктор много рисовал».


Знамя победы, эскиз В.Зарецкого

Под давлением обстоятельств, и в ситуации безысходности, Алла Горская и ее бригада согласились на предложение создать большое панно в музее Молодой гвардии в Краснодоне. Объект имел чрезвычайно большое идеологическое значение, мог стать спасительным для опальных художников. Поэтому они взялись за создание мозаичного панно "Эстафета", или "Знамя победы", размером в 200 м.

В.Смирнов провел работу по планам ЦК комсомола Украины. Конкурс выиграли, но окончательного разрешения не получили. Начали работу за свой счет и на свой страх и риск. Б. Плаксий: «Стелу сделали фактически нахрапом. И снова благодаря такому характеру как у Аллы... Все бы сомневались и колебались — пока нам разрешение дадут, пока то, да се... Аллина решимость заставляла ехать на место, готовить стенку, доставать материалы».


Краснодон. Фрагмент картона фриза

Но не зря нервничал Смирнов, не зря пытался уговорить Зарецкого не упоминать Горскую и Плаксия в документах. Обработка подписавших «письмо 139» продолжалась. К Виктору как коммунисту относились чуть снисходительнее. Ему приходилось отбиваться на партбюро. Оставшись в партии, он избавлялся от угрозы исключения из СХ. В конце концов, Зарецкий написал свое покаяние и получил строгий выговор вместо исключения. Горская подпись снять отказалась. Ее снова исключили из Союза художников (как раз, когда решалась судьба краснодонского заказа).







На этом «воспитание» не закончилось. Чтобы спасти работу и избавить от неприятностей мужа, пришлось отказаться от авторства. «...меня лишили авторства, потому что: «дашь покаяние, дадим авторство». Работать могу, а вот имени своего носить не могу. Перехожу на нелегальную работу. Да здравствует подполье в монументальном искусстве».



Над краснодонской мозаикой постоянно висела угроза уничтожения. Пытались организовывать дополнительный конкурс и отобрать заказ, затем признать мозаику несоответствующей каким-то требованиям и сбить. Шла война между руководством комсомола области, которое поддерживало Смирнова и было заинтересовано в Мемориале, и Союзом художников и Министерством культуры, добивавшими неугодных. Выручил случай. Находившийся в Луганской области В.Щербицкий, тогда Председатель совета министров УССР, заехал в Краснодон. Строящийся музей ему понравился. Говорили, он даже дал поручение использовать краснодонский опыт в строительстве дворца культуры «Украина» в Киеве. Весной 1970 года почти двухлетний марафон закончился. Мозаика выполнена. Фриз, к которому были уже готовы картоны, расписать так и не дали. Архитектор В.Смирнов получил премию им. Н.Островского.

Вот такая история.



Кстати, обратите внимание, как в этом произведении Алла Горская выделила женщину. Прежде всего, белым цветом. Кроме того, изображенная женщина идет впереди, живее, поздравительная и выразительная из всех этих фигур.



Мне не хотелось расставаться с этой красотой. Однако пришло время подниматься на второй этаж.

Хранитель начала рассказывать о горном деле, казаках… Стоп! Так это еще и городской краеведческий музей? Ох, как же её это обидело. Нет. Эти залы тоже напрямую или косвенно связаны с молодогвардейцами. Казаками, горняками были их родители…  Ну, вы поняли. В принципе, сюда можно было смело ставить и привычные чучела куропаток, оправдывая это тем, что на них охотились юные герои.



Так что же такое «Молодая Гвардия»? Чем именно знаменит Краснодон? Почему небольшой горняцкий городок стал символом и центром притяжения для всего бывшего Союза и ряда зарубежных стран?



Если кратко. «Молода́я гва́рдия» —подпольная антифашистская комсомольская организация юношей и девушек, действовавшая в годы Великой Отечественной войны (с сентября 1942 года по январь 1943 года), в основном, в городе Краснодоне Ворошиловградской области Украинской ССР.

Организация была создана вскоре после начала оккупации города Краснодона войсками нацистской Германии, начавшейся 20 июля 1942 года. «Молодая гвардия» насчитывала около ста десяти участников — юношей и девушек. Самому младшему участнику подполья было четырнадцать лет.

Являлась крупнейшей комсомольской подпольной антифашистской организацией в Европе.

Музей «Молодая гвардия» с момента создания превратился в место паломничества миллионов людей разных возрастов, национальностей и профессий.



Торжественное открытие музея состоялось 1 мая 1944 года. За первых 5 месяцев его работы, с 20 сентября 1944 года по 27 января 1945 года, экспозицию посетили 10 тысяч человек. За четыре года с материалами музея ознакомилось 115 тысяч человек.

Всего, со дня открытия, музей посетило более 13 млн. человек, представители 130 зарубежных государств.
Но вернемся к экспозиции.



Как я уже и говорил, в первом зале нас встречает экспонаты, рассказывающие о казачьих корнях юных героев, о трудовом, горняцком прошлом города Краснодона.







Следующий зал раскрывает перед нами историю о школьных и юношеских годах молодогвардейцев.







Школы №1, №4 и №22, в которых учились молодогвардейцы.







Ну а в этой экспозиции открывается мир увлечений ребят.



Особое внимание экскурсовод обратил на огурец, который Сергей Левашов вырастил в бутылке.



Подруги Тоня Дьяченко и Женя Кийкова.



Ну а следующий зал рассказывает посетителям о периоде оккупации Краснодона немецко-фашисткими захватчиками.



Многочисленные картины. В том числе, показывающие отступление Красной Армии из города.





В этом месте экскурсовод достаточно подробно рассказал о  слушателе курсов радистов школы Загоруйко Владимире Михайловиче. Владимир проявил себя как исключительно добросовестный и активный курсант. Программу курсов усвоил досрочно. Товарищи избрали его членом комитета комсомольской организации. После окончания школы подпольщиков Л. Шевцова получила радиопередатчик и в июле 1942 года была оставлена для связи с одной из партизанских групп, действовавших в оккупированном Ворошиловграде. Владимир Загоруйко выполнял задания штаба партизанского движения в Днепропетровской области, а братья Левашовы - в районе станции Красный Лиман.



Инсталляция «Оккупированный Краснодон» с полевой жандармерией.







По словам хранителя, этот мотоцикл подарил музею харьковский коллекционер.



Карта действий партийного и комсомольского подполья и партизанского движения на Ворошиловградчине. Активное участие в создании партизанских отрядов и подпольных организаций области приняли секретари Ворошиловградского обкома партии Степан Емельявович Стеценко и Иван Михайлович Яковенко.





Переходим в зал, посвященный конкретной подпольной работе молодогвардейцев.





Немного антуража того периода. Например, информационный стенд. Очень атмосферные объявления.











На нем же листовки молодогвардейцев.



Или вот такой вот столб с указателями.



Рядом с ним, кстати, экспозиция, рассказывающая про краснодонцев, угнанных в Германию.



А эта инсталляция -  комната в доме Третьякевичей, где собирался штаб Молодой гвардии. Тени ребят весьма сильно впечатляют. Уверен, что со звуком, впечатления намного ярче.







Биржа труда (основное фашистское учреждение по мобилизации населения на каторжные работы) была создана в Краснодоне в первые дни оккупации. По призыву вербовочной комиссии "Бавария" она оформила несколько тысяч документов на жителей, прошедших в принудительном порядке регистрацию. Сохранились и экспонируются рабочие карточки краснодонцев, в том числе и карточка Ульяны Громовой, удостоверения завербованных в Германию, в том числе молодогвардейцев Ивана Земнухова и Валерии Борц.

Подпольщики всеми силами старались сорвать мероприятия фашистской биржи. В листовках, распространенных по городу, молодогвардейцы призывали: "Товарищи краснодонцы! Не верьте той лживой агитации, которую проводят немцы и их холопы. Они хотят вас завербовать для каторжных работ. Впереди вас ждет смерть и голод вдали от своей Отчизны".

В первых числах декабря 1942 года подпольщики узнали, что биржа труда заготовила документы на две тысячи молодых краснодонцев. Через несколько дней их должны погрузить в товарные вагоны и отправить на каторжные работы в Германию.

Штаб "Молодой гвардии" разработал план уничтожения биржи труда: операцию начать ночью 5 декабря, группу сформировать из добровольцев. Ими оказались Сергей Тюленин, Любовь Шевцова, Виктор Лукьянченко.

О том, как прошла операция, рассказал впоследствии Иван Туркенич: "Ночь поджога выдалась на редкость темной и ветреной. Сергей Тюленин, Любовь Шевцова и Виктор Лукьянченко еще засветло засели в густом кустарнике, к которому примыкала западная сторона биржи. Они дождались темноты, бесшумно подползли к зданию, осторожно выдавили стекло в одном окне и проникли внутрь. Люба знала, что в коридоре находится часовой. Дверь комнаты, в которую они попали, оказалась открытой, и Люба с Сергеем, оставив Виктора в комнате, осторожно перешли в другую часть здания. Несколько палочек артиллерийского пороха и пузырька бензина, захваченного Любой, оказалось достаточно, чтобы поджечь портьеру, матерчатый диван и стол, заваленный бумагами. Виктор тем временем поджег стены машинного бюро, обитые материей".

К месту пожара примчались представители оккупационных властей, полицейские. Они пытались погасить пламя, спасти книги регистрации населения. Все напрасно. Документы погибли.

Момент пожара запечатлен на диораме, выполненной харьковскими художниками под руководством В. В. Парчевского.




Работа выполнена группой харьковских художников под руководством В. Парчевского.

Интерьер комнаты Георгия Арутюнянца. В ней находилась подпольная типография Молодой Гвардии.



Витрина, рассказывающая о молодогвардейце Юрии Виценовском.



С декабря 1942 года клуб имени Горького стал штаб-квартирой "Молодой гвардии". По совету коммунистов-подпольщиков Евгений Мошков и Иван Земнухов обратились к бургомистру города с просьбой открыть клуб, чтобы организовать кружки художественной самодеятельности, выступать с концертами. В первых числах декабря на здании клуба появилось объявление. Один из вариантов его сохранился и экспонируется:

«С разрешения бургомистра города Краснодона 2 декабря 1942 года открывается клуб при шахте № 1-бис.
При клубе начинают функционировать кружки:
1) драматический,
2) струнный,
3) цирковой.
Просим лиц, имеющих музыкальные инструменты, записываться в кружки.
Директор клуба Е. Мошков. Администратор И. Земнухов".


Работа в клубе значительно облегчила общение членов подполья. В любой момент можно было собираться большими группами, ни у кого не вызывая подозрения. И наконец (а это очень важно), работа в клубе имени Горького спасала многих от угона в Германию.

Часть экспозиции, рассказывающая о работе молодогвардейцев в клубе им. Горького.





Люба Шевцова и её вещи, в которых она играла на сцене клуба им. Горького.





Продолжение в следующей части.

Спасибо за прочтение! До новых встреч. Ваш, советский коллекционер.

Tags: Краснодон, ЛНР, Молодая гвардия, история, мозаика, мозаичное панно, музей, обзор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments