sovkollekcioner (sovkollekcioner) wrote,
sovkollekcioner
sovkollekcioner

СТРАНный турист: ЛНР. Часть 1.



Изначально, я хотел назвать данный цикл статей «ЛНР, или туда и обратно…». Но… Цикл «СТРАНный турист» крутился у меня в голове почти с самого создания страницы в ЖЖ. В нем я хотел размещать отчеты о своих путешествиях по области и стране. Путешествия, где упор смещается с советского монументального искусства на краеведческие заметки, и просто различные фото посещенных мест. И первой я планировал статью про Константиновск. Однако, спонтанность как всегда победила.

Донецкая и Луганская области привлекали меня еще с моего школьного детства. Тем более, в Донецке в 90-е жили мои близкие родственники. И я запомнил этот  крупный город как «намного более крутой и развитый, чем Ростов-на-Дону». Ну и в итоге, закрутилось-закрутилось… В общем, два дня легкой подготовки, и в один из выходных дней я сорвался в ЛНР.

Основной целью поездки я выбрал город Краснодон. Почему? Ответ прост – музей «Молодой Гвардии». Про сам музей, мои мотивы его посещения и многое другое, я опишу в своей следующей статье.

А в этой статье мы вместе полюбуемся приграничным Изварино, центральными улицами Краснодона, мемориальным комплексом «Непокоренные», Центральной площадью, площадью Ленина и многим другим.



Восход. Трасса М4. Жуткий недосып. И самое главное – саморез в заднем левом колесе! О нем я совершенно забыл. Но он же закупорил пробоину, и колесо держалось. Вперед!



В качестве точки заезда, я выбрал МАПП «Донецкий». Что вполне очевидно, в силу кратчайшего расстояния до Краснодона. Час пути, и я уже стою у пустого пункта пропуска. Ни одной машины на выезд. Это было здорово. Но как всегда, выплыл маленький нюанс.

Замечу сразу – ехал я в совершенно пустой машине. Из груза были только аптечка, огнетушитель и ящик с инструментами. Даже привычную офицерскую фуражку, которую вожу как талисман с 2010 года под задним стеклом, я оставил в гараже. Все это должно было максимально облегчить моё пересечение государственной границы. В принципе, я оказался прав. Не угадал я только с количеством разрешенного для провоза топлива.

Налив полный бак, и полную под крышку 20-литровую канистру бензина, я счастливый и довольный заехал на досмотр. И… развернулся обратно. Ибо провозить разрешается только 10 литров. Пока я крутился, пока доливал в бак из канистры, на ПП собралась небольшая очередь из пяти машин. Начавшаяся пересменка заставила меня усомниться в быстром пересечении границы. Угадал! И даже более того.

Финальный аккорд – паспортный контроль. И стандартный вопрос «Цель Вашего приезда в ЛНР?». Как только я озвучил, что туристическая, для посещения музея, мои документы исчезли, а спустя пару минут появился оперативник нашей любимой спец.службы. Все смотрели на меня как на идиота. Разговор с ним занял еще 30 минут. Он заполнил какую-то форму с личными данными, попытал еще раз о РЕАЛЬНЫХ целях моего путешествия. В итоге оказалось, что он тоже закончил в свое время РГУ. Задал провокационные вопросы о преподавателях. Удостоверившись, что я действительно историк по образованию, он для окончательного убеждения, изучил мои советские брошюрки по Краснодону и музею. После этого меня с миром отпустили, и даже дали несколько советов для последующего пересечения границы.

Заехав уже на границу ЛНР, я увидел совершенно другую картину. Досмотра не было в принципе. Паспортный контроль – формальный. Т.е., как я понял, таможенники и пограничники ЛНР полностью полагались на своих российских коллег. Услышав про музей в Краснодоне, пограничник искренне подсказал мне время его работы, и даже посоветовал заказать платную экскурсию.

Добро пожаловать в ЛНР!

Буквально через 200-300 метров я вижу дедушку Ленина у «Виконавчий комiтет Iзваринськой селищноi ради». Кому как, а мне добрый знак.





Неподалеку, замечаю местный ДК им.Воровского. Из интересного, вокруг него нахожу какую-то непонятную башню. Чуть ниже памятник ВОВ. Такие памятники, кстати, в огромном количестве будут встречаться мне буквально в каждом втором населенном пункте Краснодонского района. И не только. Вот буквально такие же. Абсолютно типовые. С чем это связано – не знаю. Может именно такого солдата со знаменем возможно лили где-то в этой области.







Обращаю внимание на двери, покрашенные в цвета флага ЛНР.



А вот и остановка. Новороссия! Именно так выглядят все остановки до Краснодона.



На повороте, у въездного знака «Краснодонский район», нам попадаются два примечательных объекта. Первый – благодарность России. Кстати, подобные вещи встречаются довольно часто. Да и само отношение к россиянам… Даже не знаю. Машин из Ростовской области я встречал ОЧЕНЬ много. Больше, чем украинских машин у нас. И при всем этом, отношение ко мне было более чем дружелюбным. Показательным был факт, когда пропуская на перекрестке в глубине территорий, мне сигналили, и показывали большой палец! С чем это связано? Не буду комментировать. Просто факт.







Второй объект – небольшой памятник первому коменданту поселка Изварино – «Сто пятому» Мартакову М.С.



Напомню, в начале июня 2014 года командование украинских сил предприняло наступление вдоль украинско-российской границы с целью отрезать непризнанные республики Новороссии от России. Наступление началось с двух сторон — со стороны Амвросиевки мимо Саур-Могилы и со стороны Станицы Луганской в обход Луганска. ВСУ не смогли установить контроль над основными высотами Донецкого кряжа и основными магистралями, проходящими в районе, поэтому наступавшие части двигались по низинным степным грунтовым дорогам вдоль границы с Российской Федерацией. В результате ожесточённого сопротивления ополченцев украинские силы не смогли выполнить боевую задачу. Столкновения перешли в позиционную фазу. На южной границе ДНР и ЛНР образовался длинный и узкий выступ, контролируемый украинскими войсками, так называемая «южная клешня», «южная кишка», «южный мешок».

В итоге, все это закончилось несколькими «котлами» и большими потерями ВСУ.

Максим Мартаков, позывной «105-й», был начальником военной полиции Краснодона. Воевал в ополчении с самого начала. Погиб он в 2015 году, во время ликвидации уже другого котла – Дебальцевского.

По воспоминаниям Мартакова Станислава Ивановича, позывной — «Сотый» (выдержки):
«Людей под командованием 105-го было более 300 человек. Люди вооруженные, все под командованием 105-го находились, потому что оставался один маршрут для маневра, и его нужно было каким-то образом удержать. Потом отрезали от Краснодона Изварино, полностью границу отрезали, поставили тяжелые пулеметы украинские войска и обстреливали дорогу. Дорога называлась тогда «Дорога смерти». Очень много машин постреляли, машины погорели и сообщения никакого не было. Значит, мы полями-степями со 105-тым завозили от донецких товарищей продовольствие в Изваринский гарнизон, оружие и все остальное, что было необходимо на тот случай.
Поначалу изваринские ополченцы еще были необученными. Затем познакомились с более опытным товарищем из Донецка, который и обучил их основам военного дела. Тогда начали воевать уже более серьезно. Тем более, что появились минометы. Мы хорошо знали эту степь под Изварино — до кочки, до выбоинки. Потому и получалось удерживать.



Позже назначили 105-го начальником военной полиции Краснодона и Краснодонского района. Когда это назначение произошло, нас отправили в сторону Дебальцево в Чернухино. В Чернухино, в Зоринск мы зашли, от Зоринска до Чернухино, мы там пробыли сутки, короче, пять суток у нас шел бой. Это не было ни дня, ни ночи. Бойцы уже падали с ног от усталости, от нехватки воды, питания. Потом это нам, конечно, завезли, но поначалу тяжело было. И уже на пятый день, 5 февраля, я по рации услышал, что 105-ый тяжелый. Как это получилось, я не видел. Это ребята мои рассказывают. Рядом разорвался «Вог» и «Вога» попал осколок ему в висок. 105-ый погиб сразу».

По официальной версии ЛНР, «105-й» погиб, прикрывая отход гражданского населения.

На очередном повороте встретилась вот такая вот «стелла».



Ну а дальше… А дальше как раз упомянутая уже «дорога смерти». Видео о ней я прикрепляю в конце статьи.



Несколько километров, и мы въезжаем в город Краснодон.

Краснодон — город областного подчинения в Луганской области Украины. Де факто населённый пункт контролируется ЛНР с 2014 года. Административный центр Краснодонского района.

Расположен в юго-восточной части Луганской области на расстоянии 51-го километра от города Луганска на реке Большая Каменка.

В конце XIX века на этой территории был основан хутор Сорокино, получивший название по имени местного землевладельца, и заселённый крестьянами из Екатеринославской, Курской, Воронежской, Тамбовской и Орловской губерний. После открытия в окрестностях хутора залежей каменного угля в 1913 году был основан Сорокинский рудник.

Указом Президиума Верховного Совета Украины от 28 октября 1938 года поселок Сорокино было причислен к категории городов и переименован в Краснодон. К этому времени в нем проживало 22 220 человек
19 июля 1942 года советские органы власти и войска оставили Краснодон, город был оккупирован войсками нацистской Германии и её союзников.

Во время немецкой оккупации в годы Великой Отечественной войны, с сентября 1942 года по январь 1943 года, в Краснодоне действовала подпольная антифашистская комсомольская организация «Молодая гвардия», занимавшаяся диверсионной деятельностью, и получившая всесоюзную известность благодаря героическим подвигам её членов.

14 февраля 1943 года город был освобождён от немецко-фашистских захватчиков советскими войсками Юго-Западного фронта в ходе Ворошиловградской операции.

В конце 1943 года Краснодон посетил известный советский писатель А. А. Фадеев с целью сбора материалов о деятельности молодёжной подпольной антифашистской организации в годы Великой Отечественной войны, здесь же он начал писать роман «Молодая гвардия».

После освобождения города советскими войсками он восстанавливался по проекту архитектора А. Сидоренко.
Русские составляют большинство населения Краснодона (63.3% по данным переписи населения 2008 года).
Согласно переписи населения 2001 года, в городе Краснодоне русский язык назвали родным 91,1% от общей численности населения.

Угольная промышленность (ПАО «Краснодонуголь»), составляет 74% экономики города.

Численность населения по данным на 2011 год составляет 74 840 человек.

В принципе, это был город-музей всесоюзного значения. По аналогии с сегодняшним днем, это по сути «бренд». Сюда ехали на экскурсии не только со всех республик СССР, но даже с других стран. После развала союза, поток туристов значительно иссяк А теперь, после начала гражданской войны, и вовсе практически исчез. Со всеми вытекающими последствиями. Ну а если вспомнить еще и общую экономическую разруху, типичную для 25-летнего существования Незалежной, то и вообще…

На въезде в город е мы практически сразу же встречаем здание управления шахты им.Тюленина (№1бис).





В глаза бросаются старые троллейбусы. Транспорт в ЛНР (да, наверное, и во всей Украине) – это отдельная тема. О нем я обязательно поговорю в следующих частях моего рассказа. А пока поностальгирую по г.Шахты середины 90-х. Да-да. Троллейбусы на фоне угольных шахт.



Практически сразу же проезжаем мимо бывшего клуба им.Горького. Ранее это было историческое здание, пережившее ВОВ. В нем располагался нелегальный штаб молодогвардейцев. В современные годы – какая-то сектанская церковь. Сейчас – вообще не пойми что. Но на входе стояло множество казаков.



Но первым пунктом программы посещения города у меня, конечно же, стоял мемориальный комплекс «Непокоренные».



2 октября 1982 г. в честь 40-летия создания "Молодой гвардии" в Краснодоне торжественно открыт мемориальный комплекс "Непокоренные", установленный на месте шурфа шахты №5, месте гибели 71 участника партийно-комсомольского подполья "Молодая гвардия". Памятник представляет собой четыре разновеликих пилона, высотой 16, 13, 11 и 7 м, силуэты которых символизируют стены шахтного шурфа. На внутренней части пилонов изваяны фигуры героев. Авторы комплекса - скульпторы Н. Можаев, Г. Слепцов, Н. Щербаков, архитекторы Н. Булкин, В. Десятничук.









Отливка скульптур производилась в цехах Краснодонского ремонтно-механического завода. Помощь в отливке оказали формировщики из художественных мастерских Киева. На отливку скульптур было израсходовано 200 тонн чугуна (его поставил Коммунарский металлургический завод).



На одном из пилонов памятника «Непокорные» сделана надпись: «Верности клятве вашей – бессмертие».
Будем же и мы, живущие сегодня, в своих помыслах и поступках достойны памяти навечно юных героев.



Эти фотографии я делал с расположенного рядом террикона.







На этом месте находилась шахтная баня, где прошли последние часы жизни молодогвардейцев.





Большой комплекс. Перед годом был указан и месяц. Но со временем буквы исчезли (их можно будет увидеть на старых фото).



Разбитые фонари. Сорванный украинский флаг.



Если честно – сильные впечатления. И от величины подвига. И от трагической смерти. И от общего запустения.

Хотя все и поддерживается в достойном состоянии, но все это выглядит куда более бедно, чем во времена СССР.

Ну а теперь смело движемся в сторону центра города.



Вообще, Краснодон напомнил мне смесь Новошахтинска и Волгодонска. Такие же типичные для шахтерских городков домики, разбавленные широкими проспектами и высотками.





Вот стоит неработающий кинотеатр «Юбилейный». Отремонтированный, но так и не запущенный вновь.



А это уже знаменитый памятник «Тридцатьчетверке».







Площадь Ленина.





На здании памятная табличка. И заодно, жовто-блакитнi балкон.





Именно на этом месте, по словам экскурсоводов музея, и находилась немецкая биржа труда. Ранее в этом здании располагался ЦУМ (новый).



Старый универмаг. И занятный стенд у райкома.





Ну и собственно Ильич. Правда, какой-то бедный. И опять же типовой. Такой же памятник я еще дважды увижу в своей поездке.



Совершенно потрясающий городской дворец культуры. С шикарными горельефами.



















Зайдя внутрь, я смог сфотографировать оставшиеся сграффито в холле. По словам сотрудников, везде уже сделан ремонт. И от советского периода ничего не осталось.













Я не стал подниматься на второй этаж. И зря. Я пропустил это (фото взяты из сети):





Оставив машину на площади, я двинулся дальше изучать центр города. Буквально сразу же вышел на аллею с молодогвардейцами, и библиотекой им.Фадеева (потому у местных это аллея «Фадеевская»).











На здании вот такой вот местный колорит.



Ну и немного общей памяти. Афган, как незаживающая рана.







Справа мне попадается огромное, недостроенное строение. По словам местных – Дом общественных организаций.



Чуть поодаль – памятный знак погибшим на шахтах Краснодона шахтерам. И арка в честь 50-летия Победы Советского народа в ВОВ.









А впереди меня ждал вожделенный музей «Молодой гвардии». О нем и будет моя следующая статья.

ПРИМЕЧАНИЕ!

Я специально не выкладываю советские фото города. Как и сказал выше, Краснодон – город-музей союзного значения. Старых фото просто ОГРОМНОЕ количество. Поэтому обязательно будет статья исключительно с советским Краснодоном. Так же будут статьи с фото из путеводителей.

А пока, обещанное видео с «дорогой смерти».



Город Краснодон. Видео не мое. И на название не обращайте внимание.



Ну и еще видео. Без комментариев.



Спасибо за прочтение! До новых встреч. Ваш, советский коллекционер.
Tags: АБК, Краснодон, ЛНР, Молодая гвардия, СТРАНный турист, архитектура, барельеф, история, обзор
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments